Улучшение восприятия музыки для более чем 700 000 пользователей кохлеарных имплантов в мире

В нашей жизни звук служит самым разным целям. Вы слышите визг шин автомобиля и отпрыгиваете назад, спасая свою жизнь. Кто-то зовет вас по имени из другого конца комнаты, и вы поворачиваетесь, чтобы посмотреть, что ему нужно. Речь – одна из основных форм общения, помогающая людям общаться, делиться своими мыслями, давать указания, получать советы и утешения.

А еще есть музыка. Двенадцать простых тонов, исполняемых на различных инструментах и в, казалось бы, бесконечных комбинациях, музыка, возможно, является высшей формой того, что целое больше, чем сумма его частей. Музыка подстегивает нас в спортзале, она помогает нам исцелиться во время сердечных страданий или горя. Она объединяет людей и сопровождает нас в одиночестве.

Никто не понимает важность музыки лучше, чем доктор Раймонд Голдсворти, руководитель лаборатории бионического уха в отделении отоларингологии и хирургии головы и шеи Университета Карузо. Доктор Голдсуорси потерял слух в возрасте тринадцати лет, как раз когда начал осваивать игру на барабанах. Как и любой подросток, он только начинал свой путь в, казалось бы, безграничный мир музыки, когда в результате перенесенного спинального менингита и последующего лечения его слух был поврежден.

“Никогда не бывает хорошего времени для потери слуха, но для меня в том возрасте особенно сложным было то, что мои друзья открывали для себя новую музыку”, – вспоминает доктор Голдсворти. “Мне было больно, что я не мог обратиться к музыке для утешения в то время”.

Ему был установлен кохлеарный имплант – относительно новая технология, которая с тех пор стала устройством, меняющим жизнь сотен тысяч плохо слышащих людей. Кохлеарные имплантаты – это звуковые процессоры, которые располагаются за ухом, улавливают звук и передают его через электроды, стимулирующие слуховой нерв. Результатом является приближение к слуху, который, хотя, возможно, и менее точен, чем у обычного человека, может помочь восстановить замечательную степень способностей, когда потеря слуха прогрессирует до такой степени, что слуховой аппарат уже бесполезен.

И, как показали доктор Голдсуорси и его исследователи из лаборатории “Бионическое ухо”, технология всегда может быть усовершенствована.

Будучи энтузиастом музыки и музыкантом, доктор Голдсуорси и его команда потратили годы на исследование способов улучшения восприятия музыки пользователями кохлеарных имплантов. В своей последней работе (доступной здесь), соавторами которой стали аспирант Андрес Камарена и студентка медицинского факультета Грейс Манчала, они задались целью изучить, как именно пользователи кохлеарных имплантов воспринимают гармонию.

Для этого они организовали домашний тест с помощью веб-приложения, которое одновременно воспроизводило две ноты и просило участников оценить услышанное по шкале приятности. Исследование не только сравнивало пользователей кохлеарных имплантов с нормально слышащими слушателями, но и фиксировало музыкальную искушенность участников – насколько много они знают о музыке, как много они изучали музыку, их собственную музыкальность.

Предыдущие исследования на эту тему пришли к выводу, что пользователи кохлеарных имплантов в основном не способны различать приятные или диссонирующие гармонии. Это удивило доктора Голдсворти, который проводит еженедельные встречи по изучению музыки для пользователей кохлеарных имплантов (подробнее о “Музыкальном часе кохлеарного импланта” можно прочитать здесь), и который на собственном опыте убедился, что пользователи кохлеарных имплантов способны очень тонко чувствовать мелодии и гармонии.

“Наука часто следует за тщательным наблюдением. Знакомство со многими пользователями кохлеарных имплантов, которые всю жизнь занимаются музыкой, позволило моей лаборатории лучше понять важность опыта для повторного обучения умению слышать тонкие различия в гармонии”, – сказал доктор Голдсуорти. “Час музыки на кохлеарном импланте показал нам, что многие пользователи кохлеарных имплантов имеют прекрасный доступ к гармонии”.

Результаты исследования были поразительными. В то время как обычные пользователи кохлеарных имплантов действительно воспринимали изменения высоты тона гораздо грубее, чем средний слушатель (первые были способны услышать изменения высоты тона примерно на 10%, в то время как средний слушатель – на 1%), пользователи кохлеарных имплантов с самыми высокими показателями были способны различать различия высоты тона примерно с той же скоростью, что и обычные пользователи. Еще более удивительным оказалось то, что способность слышать различия в высоте тона у пользователей кохлеарных имплантов, помимо технологического вопроса о способности слышать небольшие изменения в стимуляции, которая позволяет пользователю слышать, в наибольшей степени зависит от музыкальности и музыкальной искушенности.

“Наука естественным образом следовала за наблюдениями, сделанными во время музыкального часа”, – заметил доктор Голдсуорси. “Мы смогли разработать эксперимент по прослушиванию, чтобы тщательно охарактеризовать восприятие гармонии и связать это с музыкальностью”.

Недавно наткнулся на один важный и интересный проект vocalteacher.ru, на котором я узнал про обучение вокалу во Владивостоке, думаю это порадует и заинтересует действительно многих.